Страницы

среда, 25 июля 2012 г.

К вопросу о формальном, неформальном, информальном обучении

Концепция обучения на протяжении всей жизни. К вопросу о формальном, неформальном, информальном обучении.
Актуальность данного вопроса вызвана объективной причиной – переходом российской образовательной системы к парадигме «образования в течение всей жизни» (Болонский процесс). Так что такое обучение на протяжении всей жизни?
Институт Юнеско поддерживает концепцию «образования в течение всей жизни» и проводит мероприятия способствующие достижению 5 стратегических целей
1.содействие обучению на протяжении всей жизни для всех;
2. содействие распространению грамотности в качестве основы для обучения на протяжении всей жизни;
3. признание и интеграция неформального образования и образования взрослых в общесекторальные стратегии;
4. укрепление потенциала правительств и гражданского общества в Африке;
5. укрепление потенциала государств-членов и оказание им услуг посредством документаций, публикаций и сетей.
Для достижения этих целей Институт вовлечен в деятельность по четырем основным
направлениям: информационно-пропагандистская работа, создание потенциала, научно-исследовательская деятельность и сетевое взаимодействие. ( Из доклада Совета управляющих Института ЮНЕСКО по обучению на протяжении всей жизни (ИЮОЖ)
о деятельности Института в 2010-2011гг http://unesdoc.unesco.org/images/0021/002116/211609r.pdf)
Немецкие коллеги выделяют следующие фазы для обучения на протяжении жизни:
Lernen in Lebensphasen
C 1 : Kinder дети до 10 лет
C 2 : Jugendliche подростки
C 3 : Junge Erwachsene молодые взрослые
C 4 : Erwachsene взрослые
C 5 : Altere пожилые
В настоящее время в российском Интернете незначительна специальная научная литература по данному проблеме,чтобы говорить о научной проработанности и изученности вопроса. Но Министерство образования и науки РФ отобразило данные понятия в проекте «современной модели образования» до 2020 года.
Процитирую: «Поэтому обучение в течение всей жизни становится необходимым и все более значимым элементом современных образовательных систем. Все большую роль в них играет как неформальное образование (курсы, тренинги, короткие программы, которые могут предлагаться на любом этапе образования или профессиональной карьеры), так и информальное (спонтанное) образование, которое реализуется за счет самообразования граждан в насыщенной культурно-образовательной среде.
К 2020 году система неформального образования в России будет характеризоваться:
– многообразием поставщиков образовательных услуг;
– прозрачной для рынка труда и поставщиков образовательных услуг системой квалификаций;
– наличием механизма подтверждения результатов полученного неформального образования через экзамены и сертификацию;
– работой образовательных консультантов и брокеров, которые оказывают гражданам поддержку в выстраивании сложных образовательных траекторий, проходящих нередко и через формальные, и через неформальные институты.» (пункт 3.5 http://mon.gov.ru/dok/akt/4674/)

Итак в образовательной терминологии принято разделение на формальное, неформальное и информальное обучение. Все большее распространение получают неформальное и информальное обучение, основываясь на принципе: обучение должно происходить везде.
Давайте разберемся в терминологии, что означают термины формальное, неформальное и информальное обучение.
Formales Lernen Lernen, das üblicherweise in einer Bildungs- oder Ausbildungseinrichtung stattfindet, (in Bezug auf Lernziele, Lernzeit oder Lernförderung) strukturiert ist und zur Zertifizierung führt. Formales Lernen ist aus der Sicht des Lernenden zielgerichtet.
Nicht formales Lernen Lernen, das nicht in Bildungs- oder Berufsbildungseinrichtung stattfindet und üblicherweise nicht zur Zertifizierung führt. Gleichwohl ist es systematisch (in Bezug auf Lernziele, Lerndauer und Lernmittel). Aus Sicht der Lernenden ist es zielgerichtet.
Informelles Lernen , das im Alltag, am Arbeitsplatz, im Familienkreis oder in der Freizeit stattfindet. Es ist (in Bezug auf Lernziele, Lernzeit oder Lernförderung) nicht strukturiert und führt üblicherweise nicht zur Zertifizierung.
Формальное обучение происходит в образовательных учреждениях (согласно целям обучения, необходимом времени на обучение) в организованном структурированном контексте и ведет к сертификации.

Неформальное обучение – происходит вне образовательных учреждениях и обычно не ведет к сертификации. И в тоже время обучение системно, где обозначены цели, результат обучения, продолжительность обучения. С точки зрения обучающихся целенаправленно.

Информальное обучение это обучение, которое происходит в повседневной жизни, на рабочем месте, в кругу семьи или в свободное время. Что касается целей обучения, продолжительности обучения оно не структурировано и не ведет к сертификации. (Википедия на нем яз)
Таким образом формальное обучение представляет собой иерархически структурное образование, направленное на точно поставленную цель и методы в форме признанных свидетельств, аттестатов и дипломов. Неформальным обучением следует считать любую образовательную активность вне формальной системы, а информальным обучением считать незапрограммированное или, как его еще называют спонтанное обучение в повседневной жизни. На нащ взгляд границы весьма тонки. Формальное и неформальное обучение имеет место быть в учебном процессе школы, вуза. А информальное обучение будет зависить полностью от образовательной активности обучаемого - чтение книг, посещение музеев, выставок, библиотек, СМИ, досуговые занятия, общение по интересам, Интернет- сообщества и пр.
Российское образование, должно пройти свою некую адаптацию к новым для отечественной системы формам образования при вхождении в Болонский процесс, адаптацию к требованиям и вызовам современного общества в условиях модернизации. Образование должно стать современным, инновативным, доступным. Ведь от преподавателя и от его умений работать с веб-технологиями, от его инновативности и креативности зависит успех обучения.

Профессор Сугата Митра видеолекция
Сугата Митра, исследователь в области педагогики, берётся разрешить одну из величайших проблем образования: дело в том, что лучшие учителя и школы не всегда находятся там, где они больше всего нужны. В ходе серии практических экспериментов, прокатившейся от Дели до Южной Африки и Италии, Сугата Митра давал детям возможность самостоятельно работать в Интернете. Полученные результаты могут перевернуть наше представление о педагогике. (http://www.ted.com/talks/lang/en/sugata_mitra_the_child_driven_education.html)









Профессор Сугата Митра , эксперименты по самообучению.
Видеолекция длится немногим 17 минут. Ниже приведеты в тезисной форме ключевые моменты на мой взгляд.
«Хорошие учителя не едут туда, где они больше всего нужны» С. Митра постарался решить эту проблему с помощью эксперимента. В Дели в трущобах, где население живет достаточно бедно, в стену были встроены компьютеры с Интернетом. После этого эксперимента С. Митра делает вывод:
- Дети склонны учиться и делать то, что они хотят научиться делать.
- Группы детей могут самостоятельно научиться пользоваться компьютером и Интернетом, независимо кто они, где они, откуда они.
- Дети стали гуглить домашнюю работу, а учителя отмечали потрясающие успехи в английском языке, что дети стали глубоко мыслить.
- Дети самостоятельно освоили из предмета биотехнологии одну, но очень важную вещь:
С.М. – Что Вы поняли?
Дети: Ничего не поняли!
С.М. Вы долго старались, пока решили, что ничего не поняли?
Дети: Мы смотрели каждый день.
И тут 12 летняя девочка говорит:
- Кроме того, что неверное воспроизведение молекулы ДНК приводит к генетическим заболеваниям, мы ничего не поняли.
Следующий эксперимент строился на том, что девушка, с которой дети играли (видимо она была для них авторитетом) должна была стоять за их спиной и обучать биотехнологии бабушкиным способом. Она говорила: Класс! Великолепно! А ты можешь так сделать! Попробуй! За 2 месяца результат вырос до 50 %.
Следующий эксперимент: на группу детей один компьютер, дети выполняли сложное задание, которое даже не проходили по программе. Лучшая группа справилась за 20 минут, а худшая группа за 45 минут. Успех по мнению проф. С. Митры в том, что дети обсуждали это друг с другом.
В видеолекции проф. Сугаты Митры я вижу примеры неформального обучения 200 бабушек - добровольцев, 600 часов занятий по скайпу английским языком, задание по биотехнологии. И информальное обучение - дети проигрывали музыку, этому они научились за 4 часа, собрали видеокамеру и пытались сфотографировать шмеля. Они загрузили эту программу с Дисней.сом или с похожего вебсайта и это через 14 дней после установки компьютера в их деревне. Обучение построено на принципах конструктивизма.
Приведем основные принципы конструктивизма в образовании из книги Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина «Современные педагогические и информационные технологии в системе образования» М.,Академия 2010
• Учение (познавательная деятельность) – активный процесс, в котором ученик использует свой опыт, свои знания для осмысления нового знания
• Люди учатся учиться в процессе учения
• Основой создания нового знания являются интеллектуальные действия
• Учение предусматривает коммуникацию
• Учение это социальная активность
• Деятельность учения всегда контекстнав том смысле, что ее нельзя вырвать из контекста нашей жизни сво всеми ее надеждами и страхами, предубеждениями
• Познавательнавя деятельностьтребует времени
• Мотивация
• Я бы добавила Похвала
С точки зрения педагогики здесь действуют следующие подходы.
• личносто-ориентированный подход (конструктивизм)
• Совместное обучение в малых группах
• Обучение в сотрудничестве (cooperative learning)
• Организация дискуссий

вторник, 24 июля 2012 г.

К вопросу формирования персональной учебной среды (PLE Personal Learning Environment) в контексте неформального обучения. #CoElearn 12

К вопросу формирования персональной учебной среды (PLE Personal Learning Environment) в контексте неформального обучения.

Актуальность данного вопроса вызвана объективной причиной – переходом российской образовательной системы к парадигме «образования в течение всей жизни» (Болонский процесс). Министерство образования и науки РФ отобразило такие понятия, как обучение в течение всей жизни, формальное, неформальное и информальное обучение в проекте «современной модели образования» до 2020 года{1}. Возникает потребность в новых моделях обучения. Стремительное развитие интернет-технологий с каждым годом становится всё сильнее и оказывает свое воздействие также на образование.
В данной статье рассматривается вопрос о методах и инструментах персональной учебной среды PLE (рersonal learning environment) как способе поддержки учебного процесса в преподавании немецкого языка. PLE выступает как основа самостоятельного обучения в неформальном контексте, таким образом организуя самостоятельную работу студента и создавая виртуальную учебную среду с помощью технологий второго веба.
Под персональной учебной средой (далее ПУС) в работе понимается «Persönliche Lernumgebungen, kurz PLE, sind Lernanwendungen, bei denen Lerner verteilte Online-Informationen, -Ressourcen oder Kontakte einerseits selbst in ihre PLE integrieren können und andererseits auch ihre im Rahmen der PLE vollzogenen Aktivitäten und deren Produkte in anderen Online-Umgebungen auf der Basis von
Standards zur Verfügung stellen können.» (Sandra Schaffert, Marco Kalz ){2}.
Под PLE - Personal Learning Environment, «персональными средами обучения, понимаются инструменты, сообщества и службы, на которых основываются индивидуальные образовательные платформы, предназначенные для использования учащимися, которым предоставляется самостоятельное управление своим обучением и самостоятельная постановка учебных целей»{3}. Таким образом, ПУС представляет собой совокупность веб 2.0 сервисов и Software приложений, необходимых учащемуся для комфортного обучения.
30 сентября 2005 года президент компании «O’Reilly Media» Тим О’Рейлли
опубликовал свою статью «Что такое Веб 2.0 и ввёл термин «Веб 2.0». В октябре 2005 года статья вышла на русском языке в журнале «Компьютерра»: «Веб 2.0 – методика проектирования систем, которые путём учёта сетевых взаимодействий, становятся тем лучше, чем больше людей ими пользуются.»{4}.
Для эффективной работы в современных условиях необходимо использовать технологии, которые позволяют быстрее и удобнее работать с информацией, планировать работу, поддерживать коммуникацию со студентами и коллегами, технологии также расширяют возможности учебной и научной деятельности.
Graham Attwell, Jenny Bimrose, Allan Brown, Sally Anne-Barnes выделяют следующие части PLE (ПУС):
• Поиск информации: Задача заключается не только в передаче знаний в соответствии с утверждённым учебным планом, в научении студентов искать и работать с информацией, конкретно определять необходимые источники информации.
• Обзор и структурирование предполагает извлечение нужного и отфильтровывание второстепенного.
• Обработка: После того как обучающиеся могут идентифицировать найденную информацию, возникает потребность в её обработке и расширении собственных знаний.
• Анализ: Чтобы адаптировать информацию для конкретной проблемной ситуации, необходим самостоятельный анализ.
• Рефлексия предполагает необходимость обсуждения прочитанного в группе, способствует выявлению и преодолению возникающих трудностей в процессе обработки информации, более глубокому пониманию темы и овладению предметом.
• Презентация даёт возможность студентам представить своё собственное решение проблемы для обсуждения в группе с помощью слайдов, проспектов, ментальной карты.
• Репрезентация: В отличие от презентации репрезентация ставит целью извлечение новых артефактов знаний из проведённого анализа и делание выводов из решаемой проблемы.
• Передача как один из важных пунктов ПУС предполагает возможность делиться своими знаниями и получать знания от других людей.
• Сеть включает взаимодействие в сети с однокурсниками, преподавателем, а также постоянное развитие и самостоятельное обучение.
Sandra Schaffert, Marco Kalz называют Веб 2.0 сервисы технологической основой для PLE (ПУС) и различают следующие сферы применения:
• коммуникация (ведение дискуссий, размещение контента и информации: блоги и микроблоги);
• коллаборативные сервисы (совместное написание текстов и других продуктов, например, в среде Wiki);
• коллаборативный сбор информации (социальные закладки);
• сеть (социальные сети, коммуникация и поиск друзей по интересам).
Формирование PLE (ПУС) преподавателя и студента необходимо в современном обучении с целью организации учебного процесса и его эффективной поддержки. Как видно, из выше сказанного, социальные сети являются также частью PLE (ПУС), организация учебной деятельности в социальных сетях и размещение контента преподавателем способствует успешному обучению в формальном и неформальном контекстах. Ниже приведены некоторые социальные сети, предназначенные непосредственно для учебного процесса www.edmodo.com, http://wiggio.com.
Следующая иллюстрация показывает PLE (ПУС) и входящие в неё Веб 2.0 сервисы для активации видов речевой деятельности в обучении немецкому языку.

(составлено Чихрадзе А.М. с помощью Web 2.0 cервиса “Popplet” http://popplet.com/app/#/303283 )

PLE (ПУС) часто пересекаются с LMS moodle (Learning Management System), системой управления обучением. PLE концентрируется прежде всего на обучающемся, а LMS на учебном курсе.
По мнению автора формирование PLE (ПУС) способствует самостоятельности, аналитическому и креативному мышлению обучаемых. Роль студента активна, он является творцом своего контента, организует свое обучение, развивает информационные компетенции. «Применительно к методике обучения иностранным языкам, информационная компетенция трактуется, как способность использовать широкий диапазон информационно-коммуникационных технологий в процессе обучения иностранному языку и культуре страны изучаемого языка.» {5}. Таким образом, персональная учебная среда является одним из современных подходов к реализации обучения и является основой организации самостоятельной работы студента.
P.S. Уважаемые коллеги это начало проработки темы, развиваю мысль дальше как PLE может функционировать дальше в неформальном контексте обучения. Сегодня у Константина в посте прозвучала такая мысль "Отсутствие учебной культуры в сети и сетевого этикета. Мы все время говорим об учителях. что им надо, какие навыки нужны. Но почему-то думаем, что студенты все это знают. Это далеко не так. Им еще долго надо показывать, объяснять. мотивировать, тянуть/толкать к оптимальному использованию технологий сетевого взаимодействия." Получается, что пока мы должны формировать для них эту среду. Работая над учебным пособием в контексте интегрированного обучения со своей замечательной коллегой из Нижнего Новгорода Светланой Шарифуллиной, мы пришли к выводу, что весь объем информации для наших студентов мы сосредотачиваем в одном месте в сети. Так как наши студенты пока плохо ориентируется в огромном потоке информации.Эту мысль я встречаю и у П.В. Сысоев и М.Н. Евстигнеев "Методика обучения иностранному языку с использованием новых информационно-комуникационных Интернет-технологий" М. 2010 Цитирую "Однако одно только наличие доступа к Интернет - ресурсам не является гарантом быстрого и качественного языкового образования. В научной лит-ре существует немало описаний того, как неверная, или, точнее сказать методически неграмотно построенная работа учащихся с Интернет-ресурсами способствовала у них не только ложных стереотипов и обобщений о культуре страны изучаемого языка, но даже расизма и ксенофобии (November, 1988)" Получается, что пока преподаватель является необходимым фильтром в потоке информации .


Литература:

1. http://mon.gov.ru/dok/akt/4674 (пункт 3.5)
2. «Persönliche Lernumgebungen: Grundlagen, Möglichkeiten und Herausforderungen eines neuen Konzepts» von S. Schaffert und M. Kalz. Режим доступа:http://dspace.ou.nl/bitstream/1820/1573/1/schaffert_kalz_ple09_dspace.pdf (стр 6)
3. http://www.smart-edu.com/distantsionnoe-obuchenie/personalnaya-sreda-obucheniya-ple.html
4. «Что такое Веб 2.0.» Тим О’Рейлли. Режим доступа: http://www.computerra.ru/think/234100/
5. CысоевП.В., Евстигнеев М.Н. Развитие информационной компетенции специалистов в области обучения иностранному языку//Язык и культура.-2008.-№4

понедельник, 23 июля 2012 г.

#CoLearn 12

Здравствуйте,Уважаемые Коллеги!!
Вот и начался наш курс! Рада Всех приветствовать!
Расскажу немного о себе:
Чихрадзе (Зарва) Анна Михайловна - преподаватель немецкого языка Кабардино -Балкарского гос. университета. Область научных интересов: Веб 2.0 в преподавании иностранных языков, Blended Learnig, E-Learning.
Мой интерес к дистанционному обучению начался после того, как я прошла в июле 2010 повышение квалификации в Летней академии для преподавателей немецкого языка российских вузов по теме: «Онлайновые технологии в обучении немецкому языку» г. Ярославль (76 часов) организаторы: Международный университет бизнеса и новых технологий, Институт им. Гете (Москва). Я познакомилась с moodle.
Потом 15. 02.2011 -20.06.11 дистанционный курс повышения квалификации преподавателей немецкого языка РФ по использованию ресурсов сети Интернет для подготовки учащихся школ к ЕГЭ по немецкому языку «К ЕГЭ с Интернетом» (72 часа, 5 модулей по всем видам речевой деятельности)
Октябрь - Декабрь 2011 участие и плодотворное сотрудничество во всероссийском с участием стран СНГ конкурсном проекте «Мой кейс Веб 2.0», проводимом в рамках тьюториады программы Intel® «Обучение для будущего». И наконец МОДК " дистанционное обучение от А до Я". Тьюторы проф. Кухаренко В.Н. и Бугайчук К.Л. (Украина).
Тесно сотрудничаю с Натальей Алексеевной и Ниной Ананьевной. Они кажется на данном этапе самые активные в нашем курсе.
Теперь курс Ивана Травкина. Я жажду всего нового в ДО. Что я жду от курса: Новых знаний, знакомств, впечатлений, обмена опытом, как важной составляющей PLE персональной учебной среды. Предлагаемые инструменты мне знакомы, кроме http://www.so.cl/. Надо разобраться!
Всем желаю успехов в курсе!!!
P.S.А живу я в г. Нальчик, самая высокая гора в Европе Эльбрус это у нас!


Приведу некоторые ссылки на вебинарные платформы
1. Skype www.skype.com
2. VideoPort www.videoport.ru
3. EvoEye http://www.mastersolution.ru/
4. NetMeeting (приложение Windows)
5. Microsoft Office Live Meeting http://livemeeting.com
6. Messenger http://messenger.msn.com
7. Вебинар http://webinar.ru/
8. Вебсофт http://www.websoft.ru/
9. Сomdi http://www.comdi.com
10. ДимДим http://www.dimdim.com
11. Визик http://www.wiziq.com
12. BigBlueBatton http://www.bigbluebutton.org/
13. eFront http://www.efrontlearning.net

Я искала сервисы , которые можно использовать со скайп. Mikogo+Skype идеально подходит для демонстрации экрана, для удаленного управления экраном, допускается не более 10 человек. Есть и свои недостатки - отсутствие чата и другой системы коммуникации участников.
Однако, использование данной платформы в купе со Skype позволяет восполнить этот недостаток. Данная платформа подходит для маленьких академических групп. Но апробировать из за сложности инсталяции в полной мере не удалось.
Skype + Idroo это онлайн доска. Для совместной работы на виртуальной доске можно пригласить сколько угодно пользователей (из списка Скайп-контактов) и все одновременно могут рисовать и наблюдать за процессом в режиме онлайн.
Панель редактирования содержит набор инструментов для рисования линии, прямоугольники, тексты, формы), есть возможность загружать картинки со своего ПК, есть редактор формул. Можно сохранять результаты работы в файл и снова открывать для продолжения работы.

На данном этапе мне интересны веб 2.0 сервисы,с помощью которых можно создавать видео-лекции, видео-подкасты, видео-презентации, сейсчас много ведется дискуссиий о ОЭР (открытые электронные ресурсы) В неформальном контексте обучения данный вид учебного контента будет благотворно способствовать организации самостоятельной работы студента.